Конспект логопедического занятия по теме: «ФРУКТЫ»

Цель:- расширение и активизация словаря.

Задачи: -образовывать множественное число существительных;

-учить образовывать существительные с уменьшительно- 

ласкательными суффиксами;

- учить согласовывать существительные с числительными;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать координацию речи с движением, работать над темпом

и ритмом речи;

- развивать мелкую моторику;

- формировать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат 

Фруктов нужно много.Вот: «ковшиком», указательным 

пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному

начиная с большего.)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ. 

 

2. Введение в тему. (Картинки с изображением фруктов).

Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом (фрукты).

Какие ещё фрукты вы знаете?

Где растут фрукты? (на деревьях, на кустарниках; в жарких странах, в нашей местности; в садах).

3. Игра «Подбери признак»

Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….

Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….

Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….

4. Игра «Большой- маленький»

Яблоко – яблочко лимон – лимончик

Апельсин – апельсинчик банан – бананчик

Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик

Слива – сливочка(сливка) груша – грушка

 

5. Игра «Один- много»

Яблоко – яблоки лимон – лимоны

Апельсин – апельсины банан – бананы

Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины

Слива – сливы груша – груши

Персик – персики фрукт - фрукты

 

6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)

На носочки я встаю, 

Яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой, 

Мамочке подарок мой.

 

7. Игра «Посчитай фрукты».

Один лимон, два лимона,…пять лимонов (апельсин, банан, персик, 

абрикос).

Одна груша, две груши,…пять груш (слива).

Одно яблоко, два яблока,…пять яблок. 

8. Игра «Догадайся что я хочу сок или варенье.»

Я хочу яблочный….

Я хочу яблочное….

Я хочу грушевый….

Я хочу грушевое….

Я хочу абрикосовое….

Я хочу абрикосовый….

Я хочу апельсиновый….

Я хочу персиковое….

Я хочу сливовое….

Я хочу банановый….

9. Игра «Что приготовим?».

Из лимона – лимонный сок;

Из банана – банановое пюре;

Из яблока – яблочное повидло;

Из груши – грушевый компот (апельсин, персик, слива).

Из фруктов – фруктовый салат.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Чего больше яблок или помидор?

 

 

ТЕМА: «ФРУКТЫ».

 

Цель: - развитие связной речи.

Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей;

- учить образовывать относительные прилагательные;

- учить составлять рассказ-описание(по схеме);

-развивать внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением овощей, схема для составления 

рассказа, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Отгадывание загадок. (картинки с изображением 

фруктов)

Очень любят обезьяны кушать спелые …(бананы)

 

Круглое, румяное, я расту на ветке ,

Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко) 

 

Спелый, сочный, ароматный я на яблоко похож.

Если по полам разрежешь, внутри ты косточку найдешь.(персик) 

 

На сучках висят шары, посинели от жары.(слива) 

 

У нас «фамилия» одна: цитрусовых мы семья.

Я апельсина младший брат, я витаминами богат. (мандарин)

 

2. Игра «Чего не стало»

Назовите всё это (картинки с изобр. фруктов) одним словом. (фрукты)

(Дети закрывают глаза, одну из картинок закрывают. Дети открывают 

глаза. Чего не стало?) 

 

3. Игра «Угадай про какой фрукт я говорю»

Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша) 

Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон)

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко)

Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан)

Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива)

Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин)

 

4. Игра «Угостим зверюшек».

Дети по очереди угощают зверюшек фруктами.«Я дам яблоко мишке» (зайке, слоненку,….).

 

5. Игра «Что приготовим?»(по картинкам) 

Дети по очереди говорят, что приготовят.

«Я приготовлю яблочный сок. Я приготовлю яблочное варенье.

Я приготовлю грушевый компот. Я приготовлю грушевое варенье.

Я приготовлю абрикосовое варенье. Я приготовлю абрикосовый сок.

Я приготовлю апельсиновый сок. Я приготовлю персиковое варенье.

Я приготовлю сливовое варенье. Я приготовлю банановый сок».

6. Физкультминутка.(импровизация движений в такт стихотворения)

На носочки я встаю, 

Яблочко я достаю,

С яблочком бегу домой, 

Мамочке подарок мой.

7. Пальчиковая гимнастика «КОМПОТ».

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат 

Фруктов нужно много.Вот: «ковшиком», указательным 

пальцем правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному

начиная с большего.)

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

 

8. Составление рассказа по плану:

-что это?

-какого цвета?

-где растет?

-какой на вкус?

-какой формы?

-что из него можно приготовить?

Например: «Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый, овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок».

Анализ рассказов. 

9. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.

Игра «Четвертый лишний».

Яблоко, помидор, лимон, банан.

Слива, груша, персик, огурец.

Груша, банан, лимон, яблоко

Вверх