Лексическая тема "Транспорт"

Цель: 

—активизация и расширение словаря;

— закрепление навыка построения предложения с предлогом;

— развитие внимания, памяти.

Оборудование: картинки с транспортом, флажки синего, голубого, черного цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент. Отгадываем загадки. 

•Мчусь, держась за провода. Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)

•Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. А груз и людей везет. (Самолет)

•Что за чудо синий дом, окна чистые кругом.

Носит обувь из резины, а питается бензином. (Автобус)

•Надеваем обувь резиновую, кормим водой и бензином. (Автомобиль)

•Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю.

Отправляется в полет наш красивый... (Самолет)

•Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведет всех за собой. (Поезд)

Все отгадки выставляются на доску. Логопед объясняет, что все это одним словом называется транспорт. Он нам нужен для того, чтобы ездить и перевозить грузы. Логопед просит назвать виды транспорта, картинок которых нет на доске (трамвай, катер, лодка, пароход, грузовик и т.д.).

2. Развитие памяти. Игра «Назови и запомни». На доске 7—8 картинок, изображающих транспорт. Логопед называет 5 из них. Ребенок должен перечислить только названные.

3. Формирование обобщающего понятия. Игра «Путаница». Разбор транспорта по видам. На доске черный, синий, голубой флажки. Детям предлагается отобрать картинки с воздушным видом транспорта и поставить их к голубому флажку, картинки с водным транспортом — к синему, а с наземным транспортом — к черному.

Воздушный — самолеты, вертолеты, ракеты.

Водный — катера, лодки, пароходы, корабли, теплоходы.

Наземный — автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые автомобили, грузовики, мотоциклы и другие.

«На земле, воздухе и воде служит транспорт одному важному делу — перевозит людей и грузы. По рекам, через моря и океаны грузовые корабли везут лес и игрушки, машины и лекарства, все, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях, пассажирских лайнерах плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы надо доставить быстрее, то в этом помогут самолеты: пассажирские и грузовые. Один самолет может вместить людей больше, чем 5 автобусов. А есть еще гидросамолеты. Они садятся прямо на воду. Эти самолеты выручают людей из беды за сотни километров до берега...»

4. Физкультминутка. Игра «Едем, летим, плывем». Дети имитируют движения: полет, плавание, езда за рулем. Логопед поочередно поднимает флажки: синий, голубой, черный. Движения выполняются соответственно поднятому флажку.

5. Закрепление материала. Игра «Отправляемся в путешествие». У детей картинки с различными видами транспорта. Логопед поднимает голубой флажок, подходят дети с картинками воздушного вида транспорта, составляют предложения типа: «Я полечу на самолете. Я полечу на ракете». Логопед машет флажком: «Летите». Аналогично с другими видами транспорта: «плывите», «уезжайте».

6. Итог занятия. «О чем говорили на занятии?» Закрепление произношения слова.

Вверх