Развитие речи. Рисуем словом зиму

Тема. Развитие речи. Рисуем словом зиму.

Цель: продолжить работу над формированием у учащихся умения

составлять различные виды текстов на заданную тему, развивать образное мышление, умение эмоционально, выразительно, последовательно излагать свои мысли. Способствовать развитию эстетического вкуса детей, воспитывать интерес к самостоятельной словесно - творческой деятельности.

Оборудование: рисунки к составлению словесной картины «Рисуем словом зиму», иллюстрации зимней природы, рисунки мягкой и суровой зимы, короны для диалога ( зайчик и белочка, снегирь и синичка), фонограмма.

^ Тип урока: комбинированный. 

Ход урока

I Организация класса

Сосредоточились. Начинаем урок.

На наших уроках развития речи мы учимся не только правильно и красиво говорить, но и слушать собеседника.

Поэтому, сегодня я предлагаю вам к нашему предыдущему эпиграфу уро­ка, давайте вспомним его (дети читают хором )

« ^ Сначала думаем, потом говорим» добавить следующий. Давайте его все вместе прочитаем

«Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового»

Я надеюсь, ребята, что эти слова помогут вам успешней и внимательней работать на уроке.

II Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы говорили с вами о поэзии, о красоте поэтического слова, его богатстве и разнообразии, эмоциональности и интонационной выразительности.

Меня радует, что вам нравится поэзия и вы с удовольствием читаете стихотворения, учите их наизусть и даже пытаетесь сами писать стихи,

поэтому к сегодняшнему уроку, я просила вас попробовать сочинить свои собственные стихи на тему «Зима»

Кто хочет представить их нашему вниманию и заполнить своими работами «литературную страничку»?

III Сообщение темы и цели урока

Дети, мне бы очень хотелось, чтобы ваша речь была 

правильной, выразительной, богатой и образной.

Это очень многогранные понятия, но мы шаг за шагом, ступенька за ступень кой движемся к этой цели.

Сегодня мы продолжим словесно - творческую деятельность и займемся с вами рисованием. Нет, я не оговорилась, именно рисованием. Но рисовать мы будем не кистью и красками, а словами. А вот что мы будем рисовать, вы узнаете, когда отгадаете загадку

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины ?

Конечно, мы продолжаем говорить о волшебнице зиме

IV Актуализация опорных знаний

^ 1. Творческая разминка.

а) Игра «Кто знает больше зимних слов»

Слов множество, их тысячи, но для того, чтобы словами нарисовать картину, нужно не только знать эти слова, но и уметь выбрать в каждом случае самое точное, подходящее к тексту, самое выразительное слово.

Сейчас мы поиграем в игру. Я вам предлагаю слово, а вы должны подобрать к нему разные значения, сравнения, эпитеты, синонимы. Но это слово вы тоже должны угадать. Главная примета зимы - это когда лежит ... (снег)

^ Снег (какой?) пушистый

Подберите слова, легкий

характеризующие снег. серебристый

хрустящий

белый

мокрый

холодный

мягкий

кружится

^ Снег (что делает?) падает

Ложится

Сверкает

искрится 

блестит 

колется

скрипит

Снег (как...) Сравнения

Подберем сравнение

С чем можно сравнить снег?

А теперь подберем синонимы к слову
^ Ветер со снегом метель

(или снежная пыль) вьюга

пурга 

буран поземка завируха

Молодцы! А теперь я прошу вас вспомнить, какое настроение может вызвать снег. Вспомните свои ощущения, когда мы ходили с вами на экскурсию в зимний сквер.

Итак, настроение удивление

радость веселье восхищение разочарование восторг грусть

Разное настроение можно передать при помощи интонации голоса. Проведем тренинг. Фразу снег пошел произнесите с разной интонацией.

Спрашиваете, удивляясь?! ^ Снег пошел Восхищаетесь, радуетесь!

Огорчаетесь смене погоды... 

Грустите, потому что не полюбите зимний холод.

Молодцы! А теперь вспомним какие звуки может издавать снег:

трещит хрустит

скрипит поет

визжит

(звук снега зависит от силы мороза) 

б) Игра «Снежный ком».

Молодцы, вы знаете много зимних слов. Сейчас мы играем в игру «Снежный ком».

Я произнесу фразу из двух слов, каждый последующий участник игры должен к предыдущей фразе добавлять по одному слову. Названные слова терять нельзя и, конечно же, составленное предложение должно иметь смысл.

Какой ? 1 .Выпал снег

Какой и какой ? 2.Выпал мягкий снег

Куда ? 3.Выпал мягкий и пушистый снег

4.На землю выпал мягкий и пушистый снег

На какую? 5.На мерзлую землю выпал мягкий и пушистый снег

Когда ? 6.Сегодня на мерзлую землю выпал мягкий и

пушистый снег.

V Работа над новым материалом

1. Составление повествовательного текста с опорными словами.

А сейчас пришло время заняться словесным рисованием. Посмотрите, сколько различных зимних слов мы подобрали для своей картины. Используя весь этот материал, давайте составим текст повествовательного характера. Я предлагаю вам несколько опорных слов. Вы же используйте свои мысли, воображение и фантазию.

^ ЗИМА. СНЕГ. ПОЛЯ. ЛЕСНЫЕ ПОЛЯНКИ. ЕЛИ ДЕРЕВЬЯ. СОЛНЫШКО. ЛЕС.

Пришла долгожданная зима. На землю выпал пушистый снег. Мягким белым ковром укрыл он поля, лесные полянки и тропинки. Ели оделись в сказочные шубки и шапки. Деревья накинули снежные шали. Вдруг вышло солнышко и все сразу заискрилось, засверкало серебром. Великолепен вид зимней природы. Красив лес в снегу!

Ребята вы составили очень красивый текст. А сейчас посмотрите, какую чудесную зимнюю вы нарисовали при помощи слов.

2. Физкультминутка. (Звучит фонограмма)

Ребята, вы слышите эту музыку. Это легкие снежинки весело закружились в воздухе. Давайте все встанем и представим, что мы и есть эти снежинки. Повторяйте за мной.

Снежинки спускаются с неба

Все ниже , все ниже

Сугробы пушистого снега

Все выше, все выше.

Шаги уходящего года

Все тише, все тише, 

А сказочка нашей снежинки Все ближе, все ближе.

А сейчас все медленно и тихо садимся за парты. Плавно опускаем голову на руки, закрываем глазки и слушаем сказку снежинок, этих кружевных парашютиков зимы. Попробуйте представить себя снежинкой

( Звучит фонограмма, учитель читает сказку)

Жили - были снежинки. Родились они в снежном облаке. С каждым часом снежинки делались все прекраснее и прекраснее. Одна была, как звездочка, с шестью лучиками. Другая напоминала волшебный цветок с лепестками. Третья сверкала, как дорогой алмаз. Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей.

3. Составление текста от первого лица.

Поднимите глазки и расскажите нам о том, что вы представили. Рассказ ведите от первого лица. Озаглавим его так:

«Я - снежинка»

От чьего имени можно еще составить такие рассказы? Не забываем, что мы говорим о зиме. Итак, я ... (метель, мороз, сосулька, зимние сапожки).

4. Составление диалога. Работа в парах.

Пришло время вернуться к нашей картине. Зима укутала лес пышным белым покрывалом. Но жизнь в лесу продолжается.


  • Вспомните, каких животных мы можем увидеть в зимнем лесу?

  • Давайте остановимся на зайчике и белочке. Что характерного
    происходит с их шерсткой? Чем они зимой питаются?


-А каких птиц мы можем встретить в лесу зимой?

Выберем синичку и снегиря. Какая главная беда подстерегает птиц в зимнее время?

А сейчас поработаем в парах. Составьте диалог между зайчиком и белочкой, синичкой и снегирем. Подумайте, о чем они могут разговаривать. Используйте тот материал, который мы только что обсудили.

Посмотрите, как преображается наша картина. (Прикрепляем отдельные рисунки зайчика и белочки, снегиря и синички, елочки, деревьев).

5. Составление сравнительной характеристики зимы. ( Зима мягкая и зима суровая)

- Дети, посмотрите на эти рисунки. И на одном и на другом изображена зима. Но, тем не менее, они отличаются. Как вы думаете, в чем их различие?

- Правильно, одна из них добрая, мы назовем ее мягкая (мягкая зима). Другая - злая, мы назовем ее суровая ( суровая зима ).

а) ассоциативный куст

- А сейчас давайте составим ассоциативный куст к каждой из этих зим. Какие ассоциации возникают у вас, когда я произношу

праздник

пушистая

дети

мягкая зима

снежная веселье


искристая

санки

снежинки

белое кружево

сверкает солнышко


птицы скрип снега

вьюга холод

суровая зима мороз грусть
сугробы метель

б) сравнительная характеристика

- Дети, используя эти рисунки, слова из ассоциативного куста, составьте небольшие рассказы об этих зимах. Я прошу вас в своих рассказах показать не только факты, характеризующие мягкую или суровую зиму, но и свои мысли, чувства, впечатления.

VI Итог урока.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Посмотрите, какая чудесная картина у нас получилась. А нарисовали мы ее при помощи слов.

И подводя итог нашей работе, я предлагаю вам составить сенкан (пятистрочие) с нашим ключевым словом зима.

VII Домашнее задание

Вверх