Организация работы по обогащению словаря

Воспитание ребёнка в первые годы жизни предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития. Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов (А.М. Поваляева, 2002). В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение родного языка.

 

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется:


• расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения,
• создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами;
• использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.


Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Во-первых, совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Важно организовывать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра. Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста: внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, легкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:


• во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); 
• во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); 
• в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).


Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию). Во-вторых это, конечно игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт. Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи. Один из приёмов активизации речи ребёнка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!». Таким образом, для достижения хороших результатов по развитию речи детей мы создаем в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними книги, ежедневное чтение сказок и потешек. Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и педагога к организации речевой деятельности ребенка можно добиться положительных результатов в развитии его речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вопросы психологии №6./ Г.Д. Чистяковой статья стр 161-163. -М., 2007
2. Вопросы психологии журнал №4./ Е.Ю. Лукаш статья стр 22. -М., 2004.
3. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. Пособие/ Под ред. А.М. Матношенка - М., 2004.
4. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов - М., 2004.
5. Психологический словарь. / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др - М., 1983. 
6. Психология одаренности: от теории к практики / под. Ред. Ушакова- М., 2000.
7. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин - Минск Харвест, 1998.

Вверх