Чем занимается логопед?

Педагогическая специализация обуславливает то, чем занимается логопед. Основной задачей логопеда является оценка речевого развития ребенка. Путем выяснения уровня развития ребёнка, например, правильности произношения звуков, достаточности запаса слов, умения составления фраз, практических навыков речевого общения, логопед составляет общую картину речевого развития ребенка и определяет приоритетные направления своей деятельности.

У ребенка школьного возраста оцениваются навыки грамотного письма и чтения. Как правило, у детей старшего возраста оцениваются неречевые способности, степень развития образного мышления, возможность ориентироваться в пространстве, навыки рисования, конструирования, логического и конструктивного мышления, навыки последовательного изложения мыслей. К тому же важно знать игровое предпочтение ребенка, во что ему больше нравится играть, разнообразие игр интересующих его, а так же степень заинтересованности определенной игрой. Деятельность логопеда не ограничивается только лишь коррекцией произносимых звуков. Прежде всего, логопед развивает внимание ребенка, его восприятие слуховое и зрительное, развивает узнавание и различение предметов ситуаций у ребенка, развитие памяти и логического мышления. Это способствует успешному образовательному процессу обогащению словарного запаса ребенка, развитию грамотной речи.

При обнаружении у ребенка отклонений в речевом развитии от детей его возраста, логопеду необходимо выяснить основные причины и механизм таких отклонений. Определить приоритетные направления корректировки речевых отклонений, методики их корректировки, участников процесса корректировки, при необходимости других лечебно-восстанавливающих методах. Определить чем конкретно занимается логопед, достаточно сложно, в виду многопрофильности этой профессии. В каждом отдельном случае определяется индивидуальная методика коррекции речевых нарушений.

Вообще, логопедическая практика включает корректировку таких речевых отклонений:

•дефекты при произношении звуков, дизартрия, ринолалия, дислалия;

•нарушение речевого темпа и ритма, брадилалия, заикание, тахилалия;

•голосовые нарушения, афония, дисфония;

•речевое недоразвитие, потеря дара речи, афазия, алалия;

•нарушение письменной речи, дислексия, дисграфия;

Все эти речевые нарушения объединены в такие группы:

•нарушения при произношении звуков или фонетическое недоразвитие речи (сокращенная аббревиатура ФНР);

•нарушения произношения звуков, сочетающиеся с недоразвитием фонематического слуха или способности различать звуки (ФФНР);

•нарушения произношения звуков, проблемы с лексикой, грамматикой, связной речью, и других языковых структур или общее недоразвитие речи (ОНР).

Вверх